Русский | Беларуская | English | Deutsch   
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О ЦЕНТРЕ
       Правовой статус
       Руководство и структурные подразделения
       История
       Итоги работы Центра
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
       Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов
       Методическое руководство
ЭКСПЕРТИЗА В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
       Общие положения
       Юридическая экспертиза
       Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром
       Криминологическая экспертиза
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СВОД ЗАКОНОВ
       Систематизация законодательства
       Свод законов
НАУЧНАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
       Научно-исследовательская работа Института правовых исследований
       Публикации работников Центра
       В помощь юристу
       Наши издания
КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНКУРСЫ
УЧЕНЫЙ СОВЕТ
       Основные направления деятельности
       Состав ученого совета
СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Д 07.02.01
       Правовые акты, регулирующие деятельность совета по защите диссертаций
       Состав совета по защите диссертаций Д 07.02.01
АСПИРАНТУРА
       Правовые акты, регулирующие подготовку научных работников высшей квалификации
       Перечень актуальных направлений диссертационных исследований в области права
       Перечень тем кандидатских диссертаций в области права, утвержденных ученым советом
       Обучение в аспирантуре
       Объявления
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ПРОФСОЮЗ
 
       О нас
       Мероприятия
       Спортивные достижения


 О КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 апреля 2002 г. № 205

В целях совершенствования законодательства Республики Беларусь, повышения эффективности нормотворческого процесса постановляю:
1. Одобрить Концепцию совершенствования законодательства Республики Беларусь (прилагается).
2. Государственным органам и иным организациям, участвующим в нормотворческой деятельности, руководствоваться положениями Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь.
3. Национальному центру законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь осуществлять разработку государственных программ и планов подготовки проектов нормативных правовых актов с учетом положений Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

ОДОБРЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
10.04.2002 № 205

КОНЦЕПЦИЯ
совершенствования законодательства Республики Беларусь

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Общие положения

1. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь (далее - Концепция) разработана на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427, в целях перспективного решения актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определения основных направлений и способов совершенствования законодательства Республики Беларусь в соответствии с принципами демократического социального правового государства.
2. Основной задачей Концепции является повышение эффективности правового регулирования общественных отношений в целях:
защиты прав и свобод личности, государственного суверенитета, национальных интересов и безопасности;
приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами международного права;
осуществления правовой интеграции национального законодательства с законодательствами других государств, включая унификацию и гармонизацию законодательства Республики Беларусь с законодательствами Российской Федерации, государств - участников Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств. Процесс унификации и гармонизации должен осуществляться синхронно, с учетом интересов всех его государств-участников и не может носить односторонний характер.
3. Реализация Концепции будет способствовать стабилизации законодательства.
Законодательство Республики Беларусь как правовая основа для построения демократического правового социального государства должно быть также достаточным для регулирования всего комплекса общественных отношений и соответствовать реальным политическим и социально-экономическим условиям.
4. Обеспечение эффективности нормативных правовых актов достигается соответствующим уровнем организации нормотворческой деятельности.
Предпосылками повышения эффективности нормативных правовых актов являются:
адекватный анализ динамики развития общественных отношений;
четкая формулировка социально полезных целей и задач их принятия;
анализ возможностей и способов достижения социальных целей с помощью механизма правового регулирования общественных отношений;
учет эффективности действующих нормативных правовых актов на основе правоприменительной практики;
определение экономических, социальных, политических и иных последствий принятия нормативного правового акта;
своевременное и обоснованное внесение изменений и дополнений в законодательство.
5. Концепция должна способствовать созданию национальной практически применимой теории совершенствования законодательства. Достижение целей Концепции возможно только при соблюдении прав и свобод личности, эволюционном развитии системы права и обновлении законодательства, учете национальных, исторических, культурных и иных традиций, охвате всех элементов правовой системы, систематизации, совершенствовании структуры законодательства, установлении и обеспечении иерархии нормативных правовых актов.
6. Деятельность по дальнейшему качественному обновлению и совершенствованию законодательства, осуществляемая на основе Концепции, включает следующие основные этапы:
оценка современного состояния законодательства, выявление его основных проблем и противоречий, определение иных исходных позиций совершенствования законодательства;
определение первоочередных, текущих, основополагающих, перспективных направлений совершенствования законодательства и их реализация.

Современное состояние законодательства Республики Беларусь

7. В настоящее время в Республике Беларусь формируется качественно новое законодательство, происходит обновление нормативного массива, создание новых и качественное изменение существующих отраслей и институтов права, осуществляется систематизация законодательства. Отличительной чертой законодательства Республики Беларусь является стремление к активной кодификации и консолидации нормативных правовых актов, что свидетельствует о тенденции к системному нормотворчеству. Однако этот процесс протекает недостаточно эффективно, в первую очередь из-за неполной проработки научно обоснованной концепции кодификации нормативных правовых актов в период социальных преобразований.
8. Важными особенностями развития системы права и законодательства Республики Беларусь можно считать:
восприятие передовых научных конструкций современных правовых систем;
сохранение отдельных исторически оправдавших себя положений системы права СССР;
поиск новых критериев формирования системы права с учетом приоритета общепризнанных принципов международного права, интеграционных процессов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также процессов глобализации всемирной экономики;
увеличение роли и объемов общедозволительного типа правового регулирования;
оптимизацию на центральном уровне соотношения нормативных правовых актов Главы государства, Парламента, Правительства и республиканских органов государственного управления в общей системе нормотворчества.
9. В процессе развития законодательства Республики Беларусь проявляются как положительные, так и отрицательные тенденции общественного развития в период его коренной трансформации.
К положительным тенденциям развития законодательства относятся:
достаточно быстрое изменение законодательства, отражающее общественные потребности;
стремление к системному обновлению законодательства;
наличие значительного количества отраслевых и комплексных кодексов;
планомерное и последовательное приведение законодательства в соответствие с международно-правовыми обязательствами Республики Беларусь.
Отрицательными тенденциями, подлежащими устранению в процессе совершенствования законодательства Республики Беларусь, считаются:
разбалансированность отдельных частей системы законодательства, в том числе из-за действия на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов СССР и БССР, наличие значительного количества дублирующих и в ряде случаев противоречивых актов, изданных на основе различных принципов права;
недостаточная эффективность механизма реализации норм международных договоров на национальном уровне, слабая теоретическая основа унификации и гармонизации национального законодательства и законодательств других государств, в том числе законодательств Российской Федерации, государств - участников Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;
отсутствие четкой иерархии нормативных правовых актов;
регламентация на уровне отдельных законов малозначительных вопросов, которые могли найти разрешение в нормативных правовых актах иного уровня;
неполный учет степени правовой урегулированности соответствующих общественных отношений при принятии ряда новых нормативных правовых актов;
большое количество отсылочных норм;
искажение норм законов в отдельных нормативных правовых актах более низкого уровня;
недостаточное прогнозирование последствий принятия некоторых нормативных правовых актов при подготовке их проектов, влекущее внесение изменений, дополнений либо отмену этих актов сразу после их принятия;
внесение в ряде случаев в устаревшие акты многочисленных изменений и дополнений, не способствующих необходимой эффективности правового регулирования;
недостаточные доступность и понимание всеми слоями населения нормативных правовых актов.

Основы развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь

10. Процесс развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь определяют:
тенденции развития общественных отношений и их влияние на нормотворчество;
принципы права;
принципы формирования законодательства;
адекватный научно-практический анализ позитивных и негативных тенденций развития законодательства;
оптимальное сочетание индивидуальных, общественных и государственных интересов;
критерии включения норм международного права в национальное законодательство;
перспективное и текущее планирование нормотворчества.
11. Процесс развития и совершенствования законодательства во многом зависит от создания внутренне согласованной, научно и логически обоснованной системы законодательства. Для ее формирования необходимо:
детально установить условия и порядок принятия различных видов нормативных правовых актов;
четко обозначить компетенцию нормотворческого органа, регламентация которой связана с принятием (изданием) нормативных правовых актов;
разрешить проблемы иерархического соподчинения нормативных правовых актов, в первую очередь законодательных;
законодательно закрепить место общепризнанных принципов международного права и норм международных договоров в системе права, установить порядок их применения.
12. Основными задачами нормотворческого процесса являются определение степени востребованности обществом того или иного акта законодательства, оценка социальной базы будущего акта законодательства и степени охвата правовым регулированием общественных отношений, а также поиск оптимальных вариантов регулирования возникших общественных отношений.
В процессе правового регулирования в первую очередь необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;
определить правовой режим в конкретной сфере правового регулирования;
установить средства, способы и приемы обозначения требуемого правового режима.
13. Необходимым условием формирования оптимальной системы законодательства является четкая иерархия нормативных правовых актов. Каждый вид актов должен занимать строго установленное место в системе законодательства, соответствующее его юридической силе.
Высшую юридическую силу имеет Конституция Республики Беларусь. Все нормативные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Основным Законом Республики Беларусь. Отрасли законодательства базируются на кодексах, за исключением отраслей, кодификация которых затруднена либо преждевременна (хозяйственное право, право социального обеспечения и др.). Такие отрасли должны основываться на комплексе консолидированных законов. Кодекс или консолидированный закон определяют основные институты конкретной отрасли законодательства, а также нормативные правовые акты, которые необходимо принять.

Принципы формирования законодательства
Республики Беларусь

14. Высшая цель государства и общества - обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь, гарантий их реализации, что является основным вектором развития национального законодательства. К направлениям развития законодательства Республики Беларусь также относятся:
обеспечение баланса индивидуальных, общественных и государственных интересов;
защита суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь.
15. Совершенствование законодательства Республики Беларусь должно содействовать его стабилизации, что является одним из важнейших условий нормального функционирования правовой системы, а значит, общества в целом. На современном этапе развития законодательства наиболее актуальными задачами становятся:
достижение стабильности и непротиворечивости актов законодательства;
обеспечение оптимального соотношения законов Республики Беларусь и декретов Президента Республики Беларусь;
упорядочение нормотворчества республиканских органов государственного управления.
16. Стабильность законодательства может быть обеспечена последовательной реализацией принципа научности нормотворческой деятельности, что включает:
апробацию результатов научных исследований в практической деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов;
прогнозирование экономических, финансовых, социальных, экологических и иных последствий принятия нормативных правовых актов;
системный подход к решению правовых задач.
Кроме того, обеспечению стабильности законодательства способствует высокий уровень правовой культуры и профессионализма субъектов нормотворческого процесса, что возможно при условии обязательного участия в нем квалифицированных специалистов, использующих приемы и методы научного анализа.
17. Упорядочение нормотворчества республиканских органов государственного управления может быть обеспечено строгим соответствием нормативных правовых актов этих государственных органов законодательным актам. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления не должны противоречить закону, отменять или изменять его.
18. Уровень правового регулирования определяется с учетом необходимости реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь и значимости вопросов, подлежащих правовому регулированию.
В случае особой необходимости в оперативном изменении правового регулирования общественных отношений следует использовать декреты Президента Республики Беларусь и процедуру объявления законопроекта срочным. Разрешение неотложных проблем правового регулирования в период сессий палат Национального собрания Республики Беларусь целесообразно осуществлять через объявление законопроекта срочным, что будет способствовать активизации работы Парламента и совершенствованию порядка принятия декретов Президента Республики Беларусь.
При принятии решения о выборе вида нормативного правового акта, регулирующего определенные общественные отношения, учитываются также следующие факторы:
объем нормативного урегулирования вопросов, являющихся исключительно или преимущественно предметом законодательного воздействия;
определение места нормативного правового акта в общей системе действующего законодательства.
19. Эффективность правового регулирования значительно повышается при реализации "пакетного" принципа подготовки нормативных правовых актов, который заключается в одновременной разработке и принятии комплекса (пакета) нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные общественные отношения. При реализации данного принципа целесообразно увеличивать количество норм прямого действия в законах, уменьшать количество отсылочных норм, стремиться к сокращению нормативных правовых актов, изданных республиканскими органами государственного управления. Апробация такого принципа может быть реализована в качестве эксперимента применительно к одному из институтов правового регулирования.

Совершенствование законодательства с учетом
международно-правовых обязательств Республики Беларусь
и опыта зарубежных государств

20. Дальнейшее развитие на законодательном уровне механизма имплементации международно-правовых норм должно стать основой для применения общепризнанных принципов международного права, норм международных договоров Республики Беларусь.
Существующие в настоящее время нормы, регламентирующие реализацию международно-правовых обязательств Республики Беларусь, носят фрагментарный характер и не позволяют однозначно определить, как исполняются отдельные нормы международных договоров, обладают ли они прямым действием, имеют ли приоритет над национальными правовыми актами. В настоящее время процедура правопреемства в отношении международных и межгосударственных договоров бывшего СССР также не урегулирована должным образом. Для разрешения этой проблемы требуется:
внести комплексные изменения в Законы Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь", "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", а в перспективе - и в Конституцию Республики Беларусь;
одновременно признать утратившими силу акты, противоречащие Конституции Республики Беларусь. Эти изменения должны четко регламентировать порядок применения международно-правовых норм, в том числе обязательность их применения, место данных норм в системе источников национального права и порядок разрешения коллизий.
21. Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями и межгосударственными образованиями предполагает координацию и сближение национального законодательства прежде всего с законодательствами Российской Федерации, государств - участников Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, а затем - и со странами Европы. Кроме того, формируя национальное законодательство, необходимо учитывать процессы мировой экономической интеграции. При этом сближение законодательства производится на основе принципов равенства сторон, взаимности, неуклонного соблюдения суверенитета и национальных интересов.
22. Унификация и гармонизация белорусского и российского законодательств в рамках создания Союзного государства как составляющие процесса постепенного сближения правовых систем должны носить характер скоординированного, научно обоснованного и взаимообогащающего их развития, а не механического заимствования и использования правовых норм иных государств.

Роль систематизации законодательства
Республики Беларусь в процессе
совершенствования законодательства

23. Целями систематизации законодательства являются устранение недостатков, упорядочение и стабилизация правовой системы государства, обеспечение согласованности законодательства, сокращение множественности нормативных правовых актов, ликвидация коллизий и пробелов в правовом регулировании.
При систематизации следует избирать различные ее формы и способы с учетом специфики сложившихся отраслей и институтов, а также объема нормативного материала в определенной сфере законодательства.
24. В настоящее время необходимо провести инвентаризацию нормативных правовых актов и осуществлять их инкорпорацию путем издания различных сборников. Важное значение имеет и консолидация нормативных правовых актов, которая позволит обстоятельно упорядочить нормативный массив и обеспечить правоприменителям удобство в пользовании им.
Однако главный путь развития системы законодательства - кодификация, позволяющая достичь единого, юридически цельного регулирования в отраслях и определенных институтах права.
Перспективным направлением систематизации является также рекодификация - принятие либо кардинальное изменение кодексов и консолидированных законов с учетом практики их применения и необходимости включения в эти кодексы и законы отдельных правовых норм, содержащихся в актах более низкой юридической силы, а также внесение в них изменений и дополнений по мере принятия новых нормативных правовых актов.
25. В процессе систематизации целесообразно:
установить потребности общества и государства в нормативном правовом воздействии на развитие общественных отношений;
рассмотреть вопросы целесообразности объединения и укрупнения законодательных актов, регулирующих однородные правовые отношения, а также консолидации актов не только одинаковой, но и различной юридической силы;
определить отрасли права, в которых действующие правовые нормы рассредоточены и нуждаются в кодификации либо консолидации;
принять меры по преобразованию системы законодательства, обеспечив рациональное построение законодательства по отраслям, их максимальную целостность и согласованность правовых норм.
26. Результатом систематизации должен стать Свод законов Республики Беларусь - полное систематизированное собрание законодательных актов Республики Беларусь. Подготовка Свода законов предполагает применение различных форм и способов систематизации, которые будут осуществляться как отдельные этапы деятельности по его формированию.
Следующая стадия систематизации - это подготовка на основе Свода законов Свода законодательства Республики Беларусь.

Правовая информатизация как способ совершенствования
нормотворческой деятельности

27. Системный подход к анализу законодательства, проводимому с целью выявления пробелов в правовом регулировании, а также коллизий нормативных правовых актов, имеет огромное значение для совершенствования нормотворческой деятельности. Такой системный подход может быть наиболее полно и эффективно реализован только посредством внедрения в правовую сферу достижений информатизации. Нормотворчество основывается в первую очередь на изучении правоприменительной практики, правовой, статистической, социологической, экономической и иных видов информации, из которых правовая является доминирующей.
28. Одно из направлений правовой информатизации - создание в Республике Беларусь и постоянное развитие модели государственной системы правовой информации, которая основана на компьютеризации и автоматизации процессов подготовки, принятия, хранения, систематизации и распространения правовой информации. Это создает необходимые условия для оперативного получения правовой информации, ее учета, систематизации и актуализации, а также организации распространения правовой информации для государственных органов, юридических и физических лиц. В настоящее время для совершенствования законодательства Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) практически создана государственная межведомственная автоматизированная система управления и работы с правовой информацией (ГАСПИ), которая постоянно развивается и совершенствуется. Внедрение этой системы на всех уровнях управления - одна из первоочередных задач, решение которых даст возможность создать оптимальную модель законодательства Республики Беларусь.
29. Факторами, способствующими информационному обеспечению государственных органов, являются:
система учета нормативных правовых актов путем включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
обмен правовой информацией, ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, формирование эталонного банка данных правовой информации в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь;
предоставление возможности использования при подготовке нормативных правовых актов и их применении полной, достоверной и оперативной правовой информации, в том числе эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ), компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь (КБДПЗ), Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (как на бумажном носителе, так и в электронном виде), иных баз данных правовой информации, формируемых на основе информационных и технологических составляющих ЭБДПИ;
использование глобальной информационной сети Интернет для получения правовой информации.

Прогнозируемые результаты реализации
положений Концепции

30. В ходе применения положений Концепции предполагаются:
определение перечня актов, подлежащих принятию (изданию) в целях реализации положений Конституции Республики Беларусь;
совершенствование механизма имплементации;
внедрение систематизации и перспективного прогнозирования в нормотворческую деятельность всех государственных органов;
закрепление основополагающей роли Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" в регулировании вопросов нормотворческой деятельности;
комплексный качественный и количественный анализ современной системы законодательства для дальнейшего перспективного и текущего планирования нормотворческой деятельности;
подготовка проекта концепции Государственной программы развития национального законодательства;
сокращение количества нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления;
применение в нормотворческой деятельности "пакетного" принципа регламентации общественных отношений;
разработка методик определения финансово-экономических, социальных, криминологических и иных последствий принятия нормативных правовых актов;
обеспечение согласованности нормативных правовых актов;
теоретическое обоснование проведения различных форм систематизации в отдельных отраслях законодательства;
пересмотр законодательств СССР и БССР, а также нормативных правовых актов Республики Беларусь, принятых до 26 ноября 1996 г.;
оптимальное упрощение структуры законодательства;
сокращение количества отсылочных норм в актах законодательства.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

31. Функционирующая система национального законодательства состоит из отраслей, подотраслей, институтов законодательства с присущими им общими и специальными принципами и методами регулирования.
Необходимость совершенствования этой системы определяют:
Конституция Республики Беларусь;
международно-правовые обязательства Республики Беларусь;
предвыборная программа Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г.;
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427;
отраслевые концепции и программы развития законодательства;
кодексы и другие основополагающие законы отраслей и институтов законодательства;
формирование Свода законов Республики Беларусь.
32. Основными направлениями совершенствования системы законодательства Республики Беларусь являются:
приведение национального законодательства в соответствие с Конституцией Республики Беларусь;
определение приоритетных законов на ближайшее время и перспективу, последовательности их принятия исходя из интересов граждан и государства, потребностей социальной и политической сфер;
кодификация и рекодификация законодательства Республики Беларусь;
принятие новых нормативных правовых актов, в том числе в развитие Конституции Республики Беларусь и положений кодексов;
упорядочение законодательства, укрепление системных связей между нормативными правовыми актами;
унификация законодательства Республики Беларусь в рамках интеграционных процессов.

Законодательство о государственном строе
Республики Беларусь

33. В целях совершенствования законодательства о государственном строе Республики Беларусь необходимо:
33.1. проанализировать государственное законодательство на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь и законодательным актам Республики Беларусь, привести терминологию нормативных правовых актов в сфере государственного строительства в соответствие с Конституцией Республики Беларусь;
33.2. разработать проекты и принять законы по вопросам:
всенародного обсуждения законопроектов для реализации положений части второй статьи 37 Конституции Республики Беларусь;
создания более эффективной системы административного учета физических лиц - Регистра населения Республики Беларусь, что в конечном итоге будет способствовать выполнению положений статьи 30 Конституции Республики Беларусь, провозглашающей право на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь;
33.3. внести изменения и дополнения в ряд законов Республики Беларусь, регламентирующих:
процедуру принятия декретов Президента Республики Беларусь (установить перечень случаев, вызывающих особую необходимость их принятия, сроки рассмотрения в Парламенте, порядок действия и признания утратившими силу временных декретов, разграничить основания для принятия декретов и указов);
порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь;
вопросы подготовки и принятия нормативных правовых актов на двух государственных языках;
33.4. признать утратившими силу ряд актов законодательства, в основном актов Верховного Совета Республики Беларусь и Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, принятых по вопросам государственного строительства.
Разработка новых законопроектов, а также внесение изменений и дополнений в действующие законы Республики Беларусь, признание утратившими силу актов законодательства могут быть обусловлены проведением работы по Своду законов Республики Беларусь;
33.5. осуществить кодификацию или консолидацию законодательства по вопросам статуса органов государственной власти Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, общественных объединений и организаций, награждения, присуждения премий и присвоения знаков отличия, нормотворческой деятельности, информации и информатизации.
Подготовке кодифицированных актов по указанным вопросам должны предшествовать разработка их концепций, а также принятие законов Республики Беларусь, находящихся в настоящее время на разных стадиях нормотворческого процесса.
Работа по систематизации законодательства включает также подготовку его тематических сборников. Так, на стадии формирования Свода законов Республики Беларусь возможна подготовка сборников актов законодательства о Правительстве - Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему республиканских органах государственного управления, о местном управлении и самоуправлении;
33.6. реализовать в законах Республики Беларусь положения декретов Президента Республики Беларусь по вопросам избирательного процесса, нормотворческой деятельности, регистрации политических партий, общественных объединений;
33.7. унифицировать национальное и российское законодательства в сфере прав и свобод граждан, избирательные законодательства;
33.8. улучшить правовое обеспечение подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Гражданское и хозяйственное законодательство

34. В целях правового урегулирования преобразований, проводимых в экономической сфере, следует:
34.1. создать эффективную систему государственной поддержки предпринимательства в сочетании с оптимальной системой государственного регулирования, обеспечить наиболее благоприятные организационно-правовые условия для развития предпринимательства;
34.2. принять в развитие положений Гражданского кодекса Республики Беларусь законодательные акты, направленные на упорядочение и упрощение процедуры лицензирования отдельных видов деятельности, государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
34.3. развить нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь в части более полной регламентации договора комплексной предпринимательской лицензии (договора франчайзинга);
34.4. создать условия для дальнейшего формирования законодательства, регулирующего отношения в сферах страховой, аудиторской, рекламной, оценочной, концессионной, лизинговой, ипотечной и биржевой деятельности, обращения ценных бумаг, ценообразования, а также государственной антимонопольной политики;
34.5. обеспечить наиболее полное регулирование отношений собственности, приватизации, строительства;
34.6. принять нормативные правовые акты, разработка которых предусмотрена Гражданским кодексом Республики Беларусь.
35. В сфере международного частного права необходимо:
35.1. разработать и принять комплексный закон, регламентирующий порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, заключения и совершения внешнеэкономических сделок;
35.2. обеспечить создание на внутреннем рынке равных прав для субъектов предпринимательской деятельности, условий для справедливой конкуренции с участием иностранных инвесторов путем приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями международных соглашений, заключенных в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), посредством отказа от использования нетарифного регулирования в качестве инструмента поддержки отечественных товаропроизводителей;
35.3. разработать новые нормативные правовые акты, регламентирующие концессионные отношения, правовое положение иностранных юридических лиц, режим имущества, принадлежащего иностранным лицам.
36. В целях совершенствования правового регулирования аграрных отношений следует:
36.1. установить правовой статус сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих, снабженческих, садоводческих, огороднических, животноводческих, кредитных и иных), а также определить правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы юридического лица;
36.2. подготовить и принять законодательные акты в области государственного регулирования агропромышленного производства, сохранения и повышения плодородия почв, защиты растений;
36.3. определить правила заключения и выполнения договоров поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, контрактации, финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники;
36.4. урегулировать отношения в области страхования имущества сельскохозяйственных организаций;
36.5. в перспективе подготовить и принять Аграрный кодекс Республики Беларусь.

Законодательство о финансово-кредитной системе

37. В целях совершенствования законодательства о финансово-кредитной системе требуется:
37.1. обновить методологию формирования и исполнения бюджета, упорядочить нормативное правовое регулирование бюджетных отношений путем принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;
37.2. систематизировать нормы правовых актов, регулирующих отношения в области страхования, в рамках единого кодифицированного акта - Кодекса о страховании Республики Беларусь;
37.3. принять комплексный закон о внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь;
37.4. при рассмотрении и принятии Налогового кодекса Республики Беларусь обеспечить реформирование налогового законодательства, направленное на:
выработку дифференцированного подхода к налогообложению объектов различного назначения;
разумное снижение налоговых ставок в процессе унификации законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;
модернизацию методов расчета, механизмов и принципов взимания налогов на добавленную стоимость, на прибыль и доходы организаций, акцизов, подоходного налога с физических лиц;
упорядочение многочисленных норм, регламентирующих снижение налогов, сборов, пошлин и освобождение от них;
прекращение практики освобождения от налогов с учетом включения минимальных ставок в налоговое законодательство Республики Беларусь.

Законодательство об охране окружающей
среды и рациональном использовании природных ресурсов

38. В целях обеспечения конституционных экологических прав граждан, а также выполнения международных договоров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды необходимо:
38.1. урегулировать отношения по вопросам:
экологической информации;
общественной экологической экспертизы;
экологического аудита;
экологического страхования;
экологического образования;
охраны климата и природных ландшафтов;
возмещения ущерба, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
38.2. предусмотреть в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь эффективный экономический механизм, стимулирующий субъектов предпринимательской деятельности к рациональному природопользованию и охране окружающей среды;
38.3. унифицировать стандарты Республики Беларусь в области охраны окружающей среды с международными экологическими стандартами, учитывая перспективу вступления республики в ВТО;
38.4. в перспективе в процессе систематизации законодательства об охране окружающей среды подготовить и принять Экологический кодекс Республики Беларусь.

Социальное законодательство

39. В целях обеспечения полного и системного регулирования трудовых и связанных с ними отношений необходимо завершить процесс кодификации трудового законодательства.
40. Для реализации положений Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349, предусматривающей создание трехуровневой пенсионной системы (социальные, трудовые (страховые), дополнительные негосударственные (включая профессиональные) пенсии), необходимо:
40.1. законодательно закрепить будущую структуру пенсионной системы, ее финансовые и организационные основы функционирования;
40.2. разработать законодательные акты в целях обеспечения функционирования каждого уровня новой пенсионной системы - государственного пенсионного страхования, государственного пенсионного (профессионального) страхования, дополнительного пенсионного обеспечения.
41. Для создания в республике системы адресной социальной помощи предусмотреть разработку необходимых нормативных правовых актов.
42. В целях реализации положений Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 1998 г. № 1637, Концепции и Программы развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь, одобренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2000 г. № 795, а также их унификации с законодательством Российской Федерации требуется подготовить и принять законы Республики Беларусь "О высшем образовании", "О профессионально-техническом образовании", "О специальном образовании" и иные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования.
В перспективе целесообразно кодифицировать законодательство в сфере образования путем разработки единого комплексного нормативного правового акта.
43. Для реализации положений Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1998 г. № 1490, необходимо:
43.1. создать правовую базу по регулированию вопросов добровольного медицинского страхования, предусмотрев при этом гарантии социальной защиты граждан;
43.2. учитывая положения Концепции лекарственного обеспечения Республики Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 августа 2001 г. № 1192, комплексно урегулировать правоотношения по вопросам:
создания рынка фармацевтических услуг;
обеспечения контроля за качеством, реализацией и использованием лекарственных средств;
государственного регулирования цен на лекарства;
формирования перечней и объемов лекарственных средств для лечения социально опасных, социально значимых заболеваний;
адресного льготного обеспечения лекарствами граждан;
безопасности и качества лекарственных препаратов и др.;
43.3. разработать консолидированный нормативный правовой акт о здравоохранении.
В перспективе предполагается наряду с государственным здравоохранением создание и внедрение страховой медицинской системы.
44. В целях пропаганды здорового образа жизни, укрепления здоровья нации требуется совершенствовать законодательство в сфере физической культуры, спорта и туризма, в частности разработать новую редакцию Закона Республики Беларусь "О физической культуре и спорте".

Законодательство о прокуратуре

45. Законодательство, регулирующее деятельность прокуратуры, требует дальнейшего совершенствования в целях:
45.1. укрепления и конкретизации функций прокуратуры в сфере общего надзора путем более четкого ее взаимодействия с контролирующими органами, а также в связи с расширением компетенции суда по рассмотрению жалоб на незаконные действия и несоответствие законодательству отдельных решений в сфере администрирования, что обусловлено реализацией положений статьи 60 Конституции Республики Беларусь, гарантирующих каждому защиту его прав и свобод компетентным и беспристрастным судом;
45.2. повышения эффективности деятельности по уголовному преследованию и надзору за исполнением законов при расследовании преступлений, осуществлению процессуального руководства расследованием уголовных дел органами дознания, следователями и нижестоящими прокурорами, усиления прокурорской функции рассмотрения уголовных дел в судах, что обусловлено состязательностью уголовного процесса, необходимостью поддержания государственного обвинения по всем уголовным делам и участием в уголовном процессе в качестве стороны.

Законодательство о нотариате

46. В целях упорядочения законодательства о нотариате следует подготовить и принять Закон Республики Беларусь "О нотариате", определив в нем:
участие государства в развитии и функционировании системы нотариата;
повышение роли и значения органов нотариата по защите имущественных прав граждан и юридических лиц;
особенности осуществления частной нотариальной деятельности.

Законодательство об административных правонарушениях

47. Необходимо принять Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором целесообразно:
придать ему статус единственного закона об административной ответственности, действующего на территории Республики Беларусь. Все вновь принимаемые нормы об административной ответственности должны включаться в данный Кодекс;
определить новые понятия и принципы административной ответственности, концептуально соответствующие Уголовному кодексу Республики Беларусь;
установить административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как самостоятельных субъектов, что позволит придать стабильность законодательству, регулирующему экономическую (финансовую) ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности, вытекающие из административных правоотношений;
решить вопрос об ответственности за покушение на административное правонарушение и за соучастие в его совершении;
согласовать максимальные размеры штрафных санкций за совершение административных правонарушений физическими лицами с минимальными размерами штрафных санкций, предусмотренными Общей частью Уголовного кодекса Республики Беларусь;
согласовать построение и содержание особенных частей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Республики Беларусь.
48. Принять Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором существенно расширить исключительную компетенцию судов по наложению административных взысканий.

Процессуальное законодательство

49. Дальнейшая систематизация процессуального законодательства должна осуществляться по следующим направлениям:
49.1. совершенствование законодательства о Конституционном Суде Республики Беларусь. При этом представляется целесообразным совершенствовать механизм рассмотрения обращений государственных органов, организаций и граждан, не являющихся субъектами инициативы конституционного судопроизводства согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь, по вопросам признания неконституционными нормативных правовых актов;
49.2. совершенствование гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательств Республики Беларусь, в частности, представляется необходимым:
регламентировать в полном объеме гражданское и хозяйственное судопроизводство с исключением соответствующих процессуальных норм из иных нормативных правовых актов, регулирующих указанные вопросы;
осуществить введение апелляционной инстанции обжалования решений судов;
предусмотреть возможность кассационного обжалования и опротестования решений Верховного Суда Республики Беларусь;
совершенствовать порядок обжалования и опротестования решений хозяйственных судов, в частности, создать Кассационный суд хозяйственных судов (Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь);
осуществить дополнительную регламентацию производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, и выделить его в самостоятельный вид судопроизводства - административное судопроизводство с последующей регламентацией отдельным нормативным правовым актом;
совершенствовать принцип состязательности и равенства сторон в процессе;
предусмотреть разработку института вынесения судом заочного решения (возможности рассмотрения дела по существу на основании имеющихся доказательств в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о слушании дела, если со стороны истца нет возражений), что ускорит развитие и окончание судебного процесса;
осуществить дальнейшее внедрение технических средств на стадии судебного разбирательства (изменение процедуры направления повесток, введение обязательного стенографирования судебного процесса как способа совершенствования процедуры протоколирования и др.);
унифицировать нормы Гражданского и Хозяйственного процессуальных кодексов Республики Беларусь, регулирующих сходные процессуальные отношения;
разработать согласительную процедуру досудебного урегулирования спора, направленную на разрешение возникших споров и разногласий до судебного разбирательства;
49.3. совершенствование уголовно-процессуального законодательства путем пересмотра отдельных его институтов, не изменяя общей концепции Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. При этом представляется целесообразным:
пересмотреть сумму залога в сторону уменьшения его минимального размера в целях расширения круга лиц, к которым он мог бы быть применен;
предусмотреть возможность кассационного обжалования и опротестования приговоров Верховного Суда Республики Беларусь;
установить судебный порядок санкционирования заключения под стражу, проведения обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивания переговоров и других следственных действий, нарушающих конституционные права граждан;
ввести апелляционный порядок обжалования приговоров судов вместо кассационного порядка.

Законодательство об обороне

50. В целях правового обеспечения военной реформы необходимо:
50.1. принять законы Республики Беларусь:
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об обороне" (новая редакция);
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О Вооруженных Силах Республики Беларусь" (новая редакция);
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (новая редакция);
"О военном положении";
"О государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе";
50.2. разработать и принять Закон Республики Беларусь, вносящий изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О статусе военнослужащих", предусмотрев в нем повышение статуса военнослужащих, законодательное закрепление социальных гарантий и льгот военнослужащих, членов их семей, лиц, уволенных в запас или отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, которые погибли (умерли) при исполнении обязанностей военной службы, пропали без вести в районах ведения боевых действий.
В перспективе завершающим этапом реформирования законодательства об обороне могли бы стать подготовка и принятие Военного кодекса Республики Беларусь.

Законодательство в области национальной безопасности и охраны
общественного порядка

51. На основании Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, а также в целях унификации с законодательством Российской Федерации представляется целесообразным совершенствовать законодательство в сфере национальной безопасности.
Необходимо принять законы Республики Беларусь:
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных секретах" (новая редакция);
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности";
"Об основах обеспечения национальной безопасности".
52. Для дальнейшего полного и системного правового регулирования вопросов в области охраны общественного порядка необходимо:
52.1. разработать и принять Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией";
52.2. принять законы Республики Беларусь:
"Об участии граждан в охране правопорядка";
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
"Об основах деятельности по профилактике преступлений".

Законодательство о судоустройстве и статусе судей

53. В целях дальнейшей систематизации законодательства о судоустройстве и статусе судей необходимо принять единый нормативный правовой акт, определяющий судоустройство и статус судей Республики Беларусь, в котором целесообразно отразить следующие положения:
совершенствование механизма подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей;
регламентация вопросов, касающихся избрания (назначения) судей и прекращения их полномочий, в направлении обеспечения гарантий независимости судей, отвечающих международным стандартам в этой области. В частности, необходимо отказаться от особого порядка назначения судей по административным делам и исполнительным производствам;
создание апелляционных судов в качестве судов второй инстанции;
совершенствование процесса участия народных заседателей при рассмотрении уголовных дел. Предусмотреть возможность участия народных заседателей при рассмотрении хозяйственных споров;
обеспечение дальнейшей специализации судов и судей, первоначально выделив из состава судов общей юрисдикции специализированные составы: по рассмотрению дел по жалобам, возникающим из административно-правовых отношений, по делам несовершеннолетних. В перспективе представляется целесообразным создание специализированных административных судов и судов по делам несовершеннолетних, а также при необходимости - иных специализированных судов на уровне низших судов общей юрисдикции и соответствующих судебных коллегий на уровне вышестоящих судов.

Уголовное законодательство

54. В целях дальнейшей гуманизации уголовного законодательства республики в перспективе целесообразно внести в него изменения и дополнения, направленные на:
декриминализацию отдельных видов деяний;
смягчение наказания для некоторых категорий граждан, в частности для несовершеннолетних.

Уголовно-исполнительное законодательство

55. В целях полного и системного правового регулирования порядка и условий исполнения наказания целесообразно рассмотреть вопросы:
о совершенствовании правового регулирования системы пенитенциарных учреждений, направленного на улучшение ее функционирования и демократизацию исполнения наказания;
о законодательном определении правового статуса и функций персонала, работающего в исправительных учреждениях (за исключением охраны).

 

Обсуждение проблем административных барьеров

Контакты

Республика Беларусь
220050 г. Минск, 
ул. Берсона 1а
Телефон: 
(017) 200-12-25
Факс: 
(017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕНТРА

 

 

Информация


Свод законов Республики Беларусь

Locations of visitors to this page

Свод законов Республики Беларусь

Объявления



Баннеры

Сайт Президента РБ

Правовой форум Беларуси


(С) Национальный центр законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь