Русский | Беларуская | English | Deutsch   
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О ЦЕНТРЕ
       Правовой статус
       Руководство и структурные подразделения
       История
       Итоги работы Центра
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
       Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов
       Методическое руководство
ЭКСПЕРТИЗА В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
       Общие положения
       Юридическая экспертиза
       Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром
       Криминологическая экспертиза
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СВОД ЗАКОНОВ
       Систематизация законодательства
       Свод законов
НАУЧНАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
       Научно-исследовательская работа Института правовых исследований
       Публикации работников Центра
       В помощь юристу
       Наши издания
КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНКУРСЫ
УЧЕНЫЙ СОВЕТ
       Основные направления деятельности
       Состав ученого совета
СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Д 07.02.01
       Правовые акты, регулирующие деятельность совета по защите диссертаций
       Состав совета по защите диссертаций Д 07.02.01
АСПИРАНТУРА
       Правовые акты, регулирующие подготовку научных работников высшей квалификации
       Перечень актуальных направлений диссертационных исследований в области права
       Перечень тем кандидатских диссертаций в области права, утвержденных ученым советом
       Обучение в аспирантуре
       Объявления
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ПРОФСОЮЗ
 
       О нас
       Мероприятия
       Спортивные достижения


 Юридическая экспертиза

Проведение юридической экспертизы является обязательным в отношении всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

Обязательная юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов

Основополагающие нормы в части проведения обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов закреплены в статье 49 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее - Закон).

В соответствии с частью первой статьи 49 Закона каждый проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.

Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:

  • проектов нормативных правовых актов, вносимых Президенту Республики Беларусь, - уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;
  • проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, - Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;
  • проектов законов, поступивших в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, - уполномоченным структурным подразделением Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь - Министерством юстиции Республики Беларусь, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
  • проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов - их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов - юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Порядок проведения обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов определен в главе 13 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 ”О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности“ (далее – Правила).

По результатам обязательной юридической экспертизы проекта акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта нормативного правового акта.

В целях обеспечения качества проведения обязательной юридической экспертизы, всестороннего и полного исследования материалов, определен перечень документов, которые в обязательном порядке прилагаются к проекту нормативного правового акта, направляемого на обязательную юридическую экспертизу. К таким документам относятся:

  • сопроводительное письмо с обоснованием необходимости принятия (издания) акта, включая финансово-экономическое обоснование;
  • сведения о согласовании и визировании проекта акта, в том числе замечания и предложения, не учтенные при его согласовании (визировании).

При необходимости государственный орган (организация) для проведения обязательной юридической экспертизы может запросить другие относящиеся к проекту акта материалы.
Основными критериями оценки проекта нормативного правового акта являются:

  • соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и актам большей юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта (нормативному правовому акту);
  • соответствие международным договорам Республики Беларусь;
  • соответствие требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • совместимость с законодательством Республики Беларусь;
  • соблюдение требований нормотворческой техники.

При проведении обязательной юридической экспертизы также оцениваются:

  • обоснованность выбора формы проекта акта;
  • полнота, необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Критериями соответствия проекта нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь являются:

  • отражение в нем конституционных принципов;
  • связь содержания проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) и норм Конституции Республики Беларусь;
  • принятие (издание) акта правомочным нормотворческим органом (должностным лицом);
  • учет места проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) в системе актов законодательства Республики Беларусь и требований к его форме;
  • соблюдение установленной Конституцией Республики Беларусь процедуры подготовки, принятия (издания) и вступления в силу акта;
  • правильное применение терминов, содержащихся в Конституции Республики Беларусь.

Проект нормативного правового акта (нормативный правовой акт) соответствует нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам большей юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта (нормативному правовому акту), если его нормы согласуются с положениями актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов большей юридической силы по отношению к проекту акта и отвечают им по своему содержанию.

Проект нормативного правового акта (нормативный правовой акт) соответствует международным договорам Республики Беларусь, если его нормы обеспечивают своевременную, полную и всестороннюю реализацию обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь и относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), а также если эти нормы не противоречат международным договорам Республики Беларусь.

Совместимость проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) с законодательством Республики Беларусь определяется путем установления того, насколько нормы проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) согласуются с нормами актов той же или большей по отношению к нему юридической силы, регулирующих общественные отношения как в данной отрасли, так и в смежных отраслях законодательства Республики Беларусь, обеспечивают отсутствие коллизий и дублирования в правовом регулировании.

Что касается соблюдения требований нормотворческой техники, то в соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1 Закона под нормотворческой техникой понимается система правил подготовки проектов нормативных правовых актов. Таким образом, соблюдение нормотворческой техники оценивается исходя из требований, предъявляемых к подготовке проектов нормативных правовых актов, предусмотренных в разделе II Закона, главах 4-11 Правил.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов

Перед включением в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь, главными управлениями юстиции облисполкомов подлежат нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня (далее – нормотворческие органы).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 “О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов” при проведении обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов нормотворческих органов Министерством юстиции, главными управлениями юстиции облисполкомов критериями оценки являются:

соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники;

соответствие международным договорам Республики Беларусь.

При проведении юридической экспертизы не подлежат оценке установленные в нормативных правовых актах финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, а также формулы их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы.

По результатам такой экспертизы составляется заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии либо несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством требованиям и о допустимости включения этого акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, не подлежащие включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь по результатам обязательной юридической экспертизы, возвращаются Министерством юстиции Республики Беларусь, соответствующими главными управлениями юстиции облисполкомов нормотворческому органу и не вступают в силу.

Информация о нормативных правовых актах, не подлежащих включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь по результатам обязательной юридической экспертизы, доводится Министерством юстиции Республики Беларусь, соответствующими главными управлениями юстиции облисполкомов до Национального центра правовой информации Республики Беларусь (организация, осуществляющая ведение и издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь).

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится в соответствии с Законом, Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 "О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь", Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 "О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 "Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов", постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 62 "О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244".

Право современной Беларуси

Контакты

Республика Беларусь
220050 г. Минск, 
ул. Берсона 1а
Телефон: 
(017) 200-12-25
Факс: 
(017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕНТРА

 

 

Информация


Свод законов Республики Беларусь

Locations of visitors to this page

Свод законов Республики Беларусь

Объявления



Баннеры

Сайт Президента РБ

Правовой форум Беларуси

VI конкурс на лучшую работу по теме Спортивное право в Республике Беларусь

 


(С) Национальный центр законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь