Русский | Беларуская | English | Deutsch   
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О ЦЕНТРЕ
       Правовой статус
       Руководство и структурные подразделения
       История
       Итоги работы Центра
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
       Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов
       Методическое руководство
ЭКСПЕРТИЗА В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
       Общие положения
       Юридическая экспертиза
       Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром
       Криминологическая экспертиза
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СВОД ЗАКОНОВ
       Систематизация законодательства
       Свод законов
НАУЧНАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
       Научно-исследовательская работа Института правовых исследований
       Публикации работников Центра
       В помощь юристу
       Наши издания
КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНКУРСЫ
УЧЕНЫЙ СОВЕТ
       Основные направления деятельности
       Состав ученого совета
СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Д 07.02.01
       Правовые акты, регулирующие деятельность совета по защите диссертаций
       Состав совета по защите диссертаций Д 07.02.01
АСПИРАНТУРА
       Правовые акты, регулирующие подготовку научных работников высшей квалификации
       Перечень актуальных направлений диссертационных исследований в области права
       Перечень тем кандидатских диссертаций в области права, утвержденных ученым советом
       Обучение в аспирантуре
       Объявления
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ПРОФСОЮЗ
 
       О нас
       Мероприятия
       Спортивные достижения


 Исторический экскурс в процесс систематизации законодательства

Сперанский М.М., руководитель кодификации законов Российской империи (1832г.), считал результаты предметной систематизации законодательства второй формой законодательства – последующей, систематической в отличие от формы первоначальной, разнородной. Говоря об определенных сводах как "деле законодательном", он выделял Свод Юстиниана, который собрал воедино все действующее законодательство за много веков и заменил все предшествующие законы, и Свод законов Российской Империи, который "представляя буквенный смысл закона прежнего без всякого его изменения, не закрывает, но напротив указует его источники, и быв сопровождаем Полным Собранием самого текста Законов, делает разум их удобнее и для всех понятнее"[1].

В Беларуси первые шаги на пути к систематизации законодательства относятся ко времени правления великого князя Литовского Андрея-Казимира. Привилей 1447 г. – первый конституционный акт, а также судебник 1469 г. – первый кодекс уголовного и уголовно-процессуального права - стали начальной попыткой установить единство правовых норм на всей территории государства. Однако истинно высочайшим достижением феодального законотворчества в Беларуси стали Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 г.г. Статут 1529 г. был первым в Европе Сводом законов, в котором были изложены нормы конституционного, административного, брачно-семейного, гражданского, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права. Статут 1529 года стал основой для подготовки последующих Статутов 1566, 1588 г.г. Великого княжества Литовского [2].

Ни один из известных сводов не был единым законом или кодексом кодексов, при их подготовке метод кодификации не применялся. Они готовились с использованием, прежде всего, методов инкорпорации ("фотомонтажа", компиляции) имеющихся актов, их ревизии на предмет отмены недействующих актов и предписаний, объединения однопредметных предписаний в более крупные фрагменты или даже акты, уточнения и упрощения текста, заголовков и других компонентов актов, то есть не были направлены на изменение регулирования общественных отношений, замыкались, в принципе, на решении проблем упорядочения имеющихся актов, совершенствования формы законодательства. [3]

Однако указанные своды хотя и были прежде всего собраниями имеющегося законодательства, вместе с тем представляли в какой-то своей части "новый закон", а точнее – новую форму закона. При их подготовке допускалось внесение изменений не только в форму, но и в содержание нормативных актов (Свод Юстиниана).


[1] Обозрение исторических сведений о Своде законов. Спб., 1833. С. 100–101
[2] Сидорова О.Г. Историческая необходимость и социальная обусловленность возникновения систематизированных нормативных актов в Беларуси. Правовые акты Беларуси: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование (материалы международной научно-практической конференции аспирантов и студентов). Мн.: БНИП, 1999. С.125–127
[3] СССР – Франция: социальные аспекты правотворчества ( по материалам Второго советско-французского симпозиума, Москва, июнь 1978 г.). М.: 1980. С.13

Обсуждение проблем административных барьеров

Контакты

Республика Беларусь
220050 г. Минск, 
ул. Берсона 1а
Телефон: 
(017) 200-12-25
Факс: 
(017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕНТРА

 

 

Информация


Свод законов Республики Беларусь

Locations of visitors to this page

Свод законов Республики Беларусь

Объявления



Баннеры

Сайт Президента РБ

Правовой форум Беларуси


(С) Национальный центр законодательства
и правовых исследований Республики Беларусь